КПМиИТ. Библиотека. Учебные пособия. Е.В. Полковников, Электронная коммерция

2. Электронная коммерция и бизнес-процессы

Электронная коммерция как часть организации бизнес-процесса
Отличия работы фирмы в режимах Offline и Online
Процессы, возникающие в ходе электронной коммерции
Список использованных материалов

Электронная коммерция как часть организации бизнес-процесса

Участие в электронной коммерции, если это делается на серьёзном уровне, влечёт перенос части структуры организации в "электронную" среду (проблема адаптации - организационные проблемы).

Изменение модели ведения дел - методологическая проблема. Проблема заключается в выборе стратегии внедрения новых систем:

  1. Подстроить готовую систему “под себя” – в этом случае существует опасность никогда не окончить адаптацию системы (по мере адаптации системы меняется бизнес-модель, и систему приходится адаптировать снова).
  2. Адаптировать собственные бизнес-процессы под систему – “постороннее решение” не всегда можно применить к “собственному бизнесу”. Проблема как на уровне бизнес – процессов, так и на уровне психологии.

Создание торговой площадки (интернет-магазина) - технологические проблемы.

В российском Интернете уже есть сайты, на которых содержится подробная информация о компаниях, товарах и услугах, а также есть специальный вход для дистрибуторов и дилеров, через который последние могут получать дополнительную информацию, иногда могут оставить свои заказы на поставку товаров, а также механизмы обеспечения возможности выбора товара и его приобретения потребителем.

Такого рода решения можно назвать началом электронной коммерции и электронного бизнеса, но при этом в них отсутствует главное - интегрированность бизнес процессов внутри компаний и процессов электронной коммерции. Именно интегрированность торгово-учетной, складской, бухгалтерской систем внутри компании с системами ведения Интернет-торговли является главным условием построения действительно рентабельных ТИС - так называемых Торговых Интернет Систем. [1]

Без решения этих вопросов организация Web-витрины или простого Интернет-магазина на Web-сайте компании не эффективно и, в конечном счете, не рентабельно для компаний. Во всем мире уже давно пришли к выводам, что именно за счет интегрированности ТИС и только после серьезных усилий по внедрению новых методов Электронной Коммерции, можно достигнуть реальных сокращений затрат на организацию и поддержание системы Электронного Бизнеса в компаниях. А ведь именно сокращение издержек и операционных расходов - вот главные цели, которые ставят и решают крупные корпорации, при организации систем Электронной Коммерции и Электронного Бизнеса. [1]

Для В2В эл. коммерция позволяет обеспечить кооперацию и обмен оперативной информацией как между партнёрами, так и внутри отдельно взятой компании. В России В2В трудно реализуема: слабая структурированность, требования гос. отчётности (не согласованные с требованиями электронной коммерции, отсутствие стандартов на обмен данными (EDI, EDIFACT и т.п.).

Для использования Интернет в качестве среды для ведения электронного бизнеса в корпорациях внедряются методы электронного документооборота, объединяющие интранет и экстранет в единую бизнес среду - корпоративный портал, который интегрирует все внутренние службы корпорации и обеспечивает мгновенный отклик на любые запросы извне. [1]

В2С организационно и методологически более проста, чем В2В, однако необходимо решать проблемы платежей и доставки (неразвитость инфраструктуры).

Опр.: Торговый цикл - последовательность действий, обеспечивающих куплю-продажу товаров и услуг. [2]

Этапы торгового цикла (для фирмы): Этапы торгового цикла (для покупателя):
  • Разработка продукта (исходя из потребности рынка)
  • Производство продукта
  • Продвижение продукта на рынок
  • Распространение продукта (продажа, доставка и т.д.)
  • Послепродажная поддержка
  • Определение потребности
  • Ознакомление с информацией о продукте
  • Поиск продавца (по критериям: цена, уровень обслуживания, репутация производителя и т.п.)
  • Покупка
  • Эксплуатация

На этапах торгового цикла создаются источники дохода компании.

Отличия работы фирмы в режимах Offline и Online

Параметр Offline Online
Режим работы с перерывами Без перерывов
Продажи Локальные Регионально расширенные
Способ связи с покупателем тел., факс, эл. почта тел., факс, эл. почта
Поддержка покупателя устно, факс, эл. почта специальные информационные страницы, создание форумов
Ассортимент устоявшийся набор (локальные поставщики) расширенный набор (В2В)

Продвижение на рынок

традиционная реклама, объявления

традиционная реклама, объявления, поисковые машины, эл. каталоги, списки рассылки, Интернет-реклама (в т.ч. баннерный обмен)


Таблица 1. Сравнение процессов работы в режиме Online и Offline (retailer) (составлено на основе [2])

Процессы, возникающие в ходе электронной коммерции

Действия покупателя (В2С):

  • Выбор товара
  • Оформление заказа
  • Получение подтверждения заказа
  • Получение товара и оплата

Действия продавца (В2С):

  • Предоставление информации о товаре
  • Получение заказа
  • Поверка платёжеспособности покупателя
  • Проверка наличия товара
  • Обеспечение доставки
  • Приём платежа

Более подробно см. [2]


Рисунок 1. Электронная коммерция и деловые процессы
[2 стр. 11]

Ключевые моменты (этапы):

  • Доступ к информации
  • Направление заказа
  • Оплата
  • Выполнение заказа
  • Обслуживание и поддержка

Процессы:

  • Исследование рынка
  • Расчёты
  • Выполнение заказов
  • Поддержка

Список использованных материалов

  1. "Электронная Коммерция. Основные понятия.", http://citforum.creator.dp.ua/
  2. Дэвид Козье, "Электронная коммерция", М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 1999

По всем вопросам относительно данного курса можно обращаться к автору, - Полковникову, Евгению Викторовичу


  © Все права защищены. При любом использовании материалов опубликованных на сайте ссылки на автора и сайт обязательны.