Интервью для поступающих

Абрамов Александр Львович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры математических методов в экономике

1.    Расскажите о Ваших студенческих годах! Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Успехи страны в освоении космоса, исследованиях океана, развитие кибернетики, становление прикладной математики, как науки, вызвавшей множество новых математических моделей, применяемых  в экономике, управлении, целеполагании, прогнозировании, планировании и программировании социально-экономического развития - все это  стало основой моего выбора, я хотел знать и уметь, а еще роман Даниила Гранина "Иду на грозу". Мы думали, как новые Нострадамусы и Дельфийские оракулы, и в мечтах создавали видение будущего.

2.    Что Вы считаете самым интересным и увлекательным в работе со студентами?

Изумление, когда студенты узнают, что "Математические и цифровые методы в экономике и аналитике/ Прикладная математика" - это гуманитарная наука. И только осознав, что она существует лишь в "головах у людей", придумана людьми для решения сложных задач, выходящих за пределы понимания одного человека. Постепенно студенты начинают понимать - прикладная математика существует, пока существует человеческий род - точно также, как существует философия, история, русский язык и др. гуманитарные науки, которые живы, пока на планете существуют люди (поэтому они называются гуманитарными). А вот процессы, которые изучаются в физике, химии, биологии,  начали "жить" с начала Вселенной  и  будут продолжаться и тогда, когда человеческий род исчезнет с лица Земля - именно поэтому они называются естественно-научными. Радостно видеть в этот момент удивленные студенческие лица: оказывается в школе 11 лет они занимались гуманитарной наукой - математикой и даже не подозревали об этом. А затем в течение всей студенческой жизни наблюдать их становление как настоящих экспертов-аналитиков.

3.    Сколько лет Вы занимаетесь преподавательской деятельностью?

Более 30 лет

4.    Каково Ваше преподавательское кредо?

Каждый студент обладает предструктурой понимания, но надо ее обнаружить и показать, где она....

5.    Какие дисциплины Вы преподаёте?

Я преподаю на кафедре математических методов в экономике ШЕН:

- программа бакалавриата "Математические методы в экономике" // направление "Прикладная математика";

- и программа магистратуры "Аналитические, социальные и экономические сети" // направление "Прикладная математика"

Мои курсы:

·         Математические основы теории сетей,

·         Аналитические сети,

·         Экономические сети,

·         Социальные сети,

·         Экстремальные задачи на сетях и графах,

·         Прогнозирование и планирование социально-экономического развития,

·         Структурно-функциональный анализ в управлении проектами и др. дисциплины.

 

6.    Расскажите, что является Вашей областью научных интересов. Как много ребят занимается наукой в данной области?

Областью моих научных интересов является  "Математическая кибернетика", в рамках которой я руковожу аспирантурой. Это научное направление,  которое обеспечивает математическое моделирование  «сложных сетей», а именно так обобщенно называются аналитические, социальные и экономические сети.

 

Этот термин возник в начале 21-го века и относится к сетям с более сложной архитектурой, чем, классические сети с заданным числом узлов и связей (транспортные, энергетические, коммунальные, сети связи и т.д.). Для исследователей в этой области сейчас наступило счастливое время: практика  значительно опережает теорию, поэтому непрерывно требуется разработка новых математических моделей и методов решения сетевых задач.

 

Ежегодно под моим научным руководством 8-10 студентов направления "Прикладная математика и информатика/Математические методы в цифровой экономике (ММЦЭ)" выполняют научные исследования в виде курсовых и дипломных работ. Лучшие из них публикуются в научных журналах, участвуют в конкурсах, внедряются на практике, а те, кто захотел посвятить себя научным исследованиям и сделать академическую карьеру, поступают в аспирантуру.

 

 

7.    Как Вы думаете, как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?

Ко мне ежегодно обращаются  люди в возрасте 27-28 лет, которые начинают осознавать, что, как сказал классик: "Жизнь дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...". А эти люди упустили свой шанс, превратились в "офисный планктон", закончив какую-нибудь "фабрику дипломов", не получили того образования, которое дает возможность видеть  настоящую и будущую картину мира, стартовать все в новых и новых областях управления, экономики, промышленности, науки, жить полной жизнью. Именно такую возможность дает обучение по направлению   "Прикладная математика / Математические и цифровые методы в экономике и аналитике", т.к.  в рамках обучения каждый студент решает  около 8 тыс. контекстно свободных задач и овладевает не менее, чем 100  методами прогнозирования, планирования и программирования.  Это и есть те самые предструктуры понимания, с помощью которых выпускник - прикладной математик - востребован как эксперт - аналитик, новый Нострадамус.  У него уже есть все необходимые знания, навыки и умения, ему только остается погрузиться в предметную область и применить эти контекстно свободные решения и методы для целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования  социально-экономического развития.

 

Поэтому, чтобы "...не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..." надо сделать правильный выбор,  а затем  "учиться, учиться и учиться".

 

А студенческая жизнь радостна, разнообразна и многогранна, но этому Вас научат и без меня...

 

8. Какой совет Вы бы дали будущим первокурсникам Школы естественных наук?

Поступайте к нам на кафедру "математических методов в  экономике" на направление "Прикладная математика/Математические и цифровые методы в экономике и аналитике ". Посоветуйтесь с выпускниками нашей кафедры, поговорите со студентами, обучающимися на ММЦЭ, посмотрите дипломные работы, пообщайтесь с работодателями, посмотрите состав профессуры, изучите содержание образовательной программы  и сделайте выбор.

 

 

Примечания

Если бы Вы хотели поделиться чем-то еще, можно написать в данном блоке

 

Я хотел немного подробнее рассказать об образовательных программах, если вы поступите на кафедру математических методов в экономике:

•          программа бакалавриата "Математические и цифровые методы в экономике и аналитике" / направление "Прикладная математика "

•          программа магистратуры "Аналитические, социальные и экономические сети"// направление "Прикладная математика"

 

Наши выпускники востребованы в России, в мире и, конечно, на Дальнем Востоке. Уровень их доходов значительно выше, чем в IT секторе. Уникальная подготовка позволяет работать экспертом – аналитиком, быстро продвинуться по карьерной лестнице: стать руководителем аналитического управления, вице-губернатором, зам. генерального директора, руководителем департамента стратегического планирования, отдела по развитию бизнеса, проектному управлению.

Бакалавры по «Математическим и цифровым методам в экономике и аналитике» // магистры в области «Аналитические, социальные и экономические сети» подготовлен к профессиональной деятельности в следующих областях:

•          как специалисты по управлению сетями - аналитики, которые изучают цифровую экономику, социальное, экономическое и логистическое взаимодействие людей, компаний и процессов. Они способны провести моделирования целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования сетевого развития экономики и социума России, регионов, городов, отраслей экономики и компаний крупного, среднего и малого бизнеса, домашних хозяйств и социальных сетей;

•          проведение экспертного финансово-экономического анализа при планировании, учете и контроле бизнеса, производства, региона или города с использованием математических методов и современных информационных технологий;

•          системный и структурный анализ сложных производственно-хозяйственных и финансовых  объектов, регионов и городов  с использованием необходимых для этого математических, программных моделей и методов;

•          построение на основе содержательного системного анализа экономико-математических моделей и алгоритмов функционирования сложных производственно-хозяйственных и финансовых объектов, бизнесов, регионов и городов, домохозяйств;

•          умение довести разработку экономико-математических моделей с помощью стандартного или самостоятельно разработанного программного обеспечения до конкретных содержательно значимых результатов, выводов и практических рекомендаций.

 

Объекты, где способны работать выпускники образовательных программ, это:

•          Органы управления государством, где  применяет сложные сети для организации управления, обеспечения безопасности, выявления потенциальных угроз и выстраивания политики. Последним уровнем государственного управления является правительства краев и областей России, где сетевые технологии управления применяются для стратегического планирования, оценки регулирующих воздействий региональных и федеральных законов, создания соответствующей законодательной базы; анализа и внедрения государственно-частного партнерства.

•          Бизнес, который использует сети для управления производством, продвижения товаров и услуг, в целеполагании, прогнозировании и стратегическом планировании. Домашние хозяйства применяют сети для организации собственной жизни, развития человеческого капитала, организации взаимодействия с властью и бизнесом.

•          В управлении социальными сетями, примерами которых являются Instagram, Google, Twitter, Yelp, WhatsApp, Facebook и др., где образуется «моментальная нация», наиболее типичные фабрики данных в новой цифровой экономике. В отличие от бывших промышленных производств фабрики 21-го века действуют повсюду, где есть подключённый к сети девайс. Труд на этих маленьких девайсах — непрерывный поток твитов, постов, поисковых запросов, обновлений, просмотров, комментариев и снимков — создает всю стоимость в сетевой экономике. Для управления этим хозяйством нужны аналитики.

 

Везде нужны эксперты - аналитики, которые могут осуществить  целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития на уровне государства, региона, муниципалитета, крупного среднего и малого бизнеса, общественной организации или домашнего хозяйства.

 

 Стране нужны новые Нострадамусы. Вы можете ими стать.